Обзор планируемых изменений в рамках работы по 223-ФЗ в октябре 2020 года

5 Ноября 2020 12:45
Эксперты НЭП-Фабрикант подготовили обзор нормативно-правовых актов, рассматриваемых в Государственной Думе Федерального собрания РФ и размещенных на федеральном портале проектов НПА РФ в октябре 2020 года.
Рекомендуем специалистам по закупкам обратить внимание на планируемые изменения законодательства.

1. Закон №223-ФЗ будет распространен на закупки региональных операторов по обращению с ТБО.
Реквизиты проекта НПА: проект федерального закона 1034683-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части распространения его положений на закупки, осуществляемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статус: 13.10.2020 г. внесен в Государственную Думу РФ, готовится к рассмотрению в первом чтении.
В настоящее время в силу положений Закона № 223-ФЗ он распространяется, в том числе на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем регулируемая деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами шире видов деятельности, поименованных в Законе № 223-ФЗ, поскольку операторы осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.
Соответственно, законопроект предлагает распространить положения Закона 223-ФЗ на все закупки, осуществляемые региональными операторами по обращению с ТБО.
Соответствующие изменения вносятся в пункт 1 части 2, пункты 1 и 2 части 2.1 статьи 1, часть 7 статьи 8 Закона № 223-ФЗ.
Положения о закупках должны быть приведены в соответствие
с новыми требованиями, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу данного Федерального закона. Положения о закупках, которые не соответствуют данному Федеральному закону, по истечении 90 дней со дня его вступления в силу, будут считаться не размещенными в ЕИС.
Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями данного Федерального закона, но не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу данного Федерального закона, будут завершаться по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

2. Заказчиков обяжут обосновывать начальные (максимальные) цены договоров.
Реквизиты проекта НПА: проект федерального закона № 1046332-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части установления обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров.
Статус: 29.10.2020г. внесен в Государственную Думу РФ, готовится к рассмотрению в первом чтении.
Законопроектом предусмотрено закрепление обязанности заказчиков при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ обосновывать начальные (максимальные) цены договоров.
Заказчик обязан будет в положении о закупке установить порядок определения начальной (максимальной) цены договора (цены лота), формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (формула цены), цены единицы товара, работы, услуги, максимального значения цены договора, порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены единицы товара, работы, услуги.
В документации о конкурентной закупке заказчик обязан будет указывать обоснование начальной (максимальной) цены договора (цена лота) либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах.
Соответствующие изменения вносятся в часть 2 статьи 2 и статью 4 Закона № 223-Ф3.
Таким образом, законопроект не устанавливает сам порядок определения начальной (максимальной) цены договора, а предусматривает обязанность отражения в положении о закупке соответствующего порядка заказчиком.
По мнению авторов законопроекта, изменения направлены на повышение информированности участников закупки о включенных в начальную (максимальную) цену договора затратах, что позволит участникам закупки формировать свои ценовые предложения с учетом указанной информации.
Заказчики должны будут привести Положения о закупках в соответствие с новыми требованиями, утвердить и разместить их в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Те Положения о закупках, которые не будут соответствовать новым требованиям, по истечении 90 дней со дня вступления в силу данного Федерального закона, будут считаться не размещенными в ЕИС.
Закупки, извещения об осуществлении которых будут размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых будут направлены до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с новыми требованиями, но не позднее 90 дней со дня вступления в силу данного Федерального закона, будут завершаться по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.

3. Предлагается установить особенности представления заказчиками информации о закупках программного обеспечения при согласовании таких закупок с координационным органом Правительства РФ
Реквизиты проекта НПА: проект постановления Правительства РФ «О порядке согласования заказчиками - Государственными Корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам, закупок товаров, определенных в соответствии с частью 6 статьи 3.1-1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров, с координационным органом Правительства Российской Федерации по согласованию закупок заказчиков (ID проекта на сайте regulation.gov.ru 01/01/10-20/00108967).
Статус: проходит общественное обсуждение со 2 октября 2020 г.
Минпромторгом России разработан проект распоряжения Правительства РФ об утверждении перечня товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством РФ, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в части 1 статьи 3.1-1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», без согласования с координационным органом Правительства Российской Федерации по согласованию закупок заказчиков эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), и (или) возможности осуществления таких закупок за пределами территории Российской Федерации.
В данный перечень включены отдельные классы программного обеспечения (в соответствии с Классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 31 декабря 2015 г. № 621 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных») связанного с обработкой информации, необходимой для обеспечения критических процессов, управления данными и взаимодействия с государственными информационными системами в целях  их первоочередного импортозамещения.
Текстом проекта постановления предлагается установить особенности представления заказчиками информации о закупках такого программного обеспечения в Министерство промышленности и торговли РФ в целях согласования закупок с координационным органом Правительства РФ.
В частности, в отношении такого программного обеспечения предлагается указывать наряду с наименованием товара и его кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) также код (числовое обозначение) раздела или класса программ для ЭВМ и баз данных в соответствии с Классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
‎№ 621 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Эксплуатационные характеристики в случае закупки программного обеспечения в информации о закупаемом товаре предоставляться не будут.
Кроме того, в случае осуществления закупки программного обеспечения, дополнительно будут также предоставляться:
а) сведения о закупке непосредственно программного обеспечения на материальном носителе и (или) в электронном виде, и (или) прав на его использование, а также выполнение работ, оказание услуг, связанных ‎с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения»;
б) сведения о планируемой закупке российского программного обеспечения, либо обоснование невозможности закупки российского программного обеспечения при закупке программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Планируемый срок вступления изменений в силу - со дня его официального опубликования постановления Правительства РФ.

4. Минэкономразвития России будет осуществлять мониторинг информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) и субподрядчиках по договорам в рамках закупок по Закону №223-ФЗ.
Реквизиты проекта НПА: проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ID проекта на сайте regulation.gov.ru 01/01/10-20/00109582).
Статус: проходит общественное обсуждение с 21 октября 2020 г.
Законопроектом предлагается внести изменения, связанные с предоставлением Министерству экономического развития РФ информации из ЕИС, в следующие постановления Правительства РФ:
1) в постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки»;
2) постановление Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок».
Министерству экономического развития РФ после принятия изменений будет предоставляться информация из реестра договоров о поставщике (подрядчике, исполнителе) и субподрядчиках:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о его отнесении к субъекту МСП и ИНН (для юридического лица),
- ФИО (при наличии), место жительства и ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя) (для физического лица),
- информация о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его ИНН, а также предмет и цена договора с субподрядчиками.
В соответствии с п.19 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132, такая информация не является общедоступной и в настоящее время предоставляется только Министерству промышленности и торговли РФ, Счетной палате РФ, Федеральной антимонопольной службе (ее территориальным подразделениям), контрольно-счетным органам субъектов РФ, контрольно-счетным органам муниципальных образований, Федеральному казначейству, АО  «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Соответствующие изменения предлагается внести в подпункт «б» пункта 19 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 1132.
В настоящее время Минэкономразвития России недоступна достоверная информация об объеме закупленных российских товаров государственными заказчиками и госкомпаниями, в том числе при реализации национальных проектов и государственных программ. По мнению авторов проекта, мониторинг закупок позволит Минэкономразвития России предлагать и координировать новые механизмы стимулирования поставщиков отечественной продукции, в том числе среди организаций оборонно-промышленного комплекса, а также находить точки дополнительного экономического роста на отраслевых рынках.
В этих же целях вносятся изменения в пункт 2 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414: ЕИС во взаимодействии с иными информационными системами должна будет обеспечивать возможность осуществления мониторинга, анализа и оценки статистической информации о закупках путем предоставления требуемой информации в личном кабинете Министерства экономического развития РФ.
Функциональные требования к личному кабинету в ЕИС в сфере закупок будут устанавливаться Федеральным казначейством по согласованию с Министерством экономического развития РФ. Министерство экономического развития РФ будет вправе направить функциональные требования к личному кабинету в ЕИС в сфере закупок в Федеральное казначейство.

С 19 октября ФАС перешла на дистанционное рассмотрение дел
16 октября 2020 года на официальном сайте ФАС размещено сообщение о приоритетно дистанционном формате работы комиссий ФАС с 19 октября 2020 года с использованием программ видеосвязи или временном отложении рассмотрения дел с учетом соблюдения всех необходимых сроков в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
Все заинтересованные лица будут заблаговременно оповещены о возможности дистанционного участия в запланированных мероприятиях.
Вышеперечисленные меры носят временный характер.
 
Новый Национальный план развития конкуренции на период 2021-2025 гг. поддержит развитие малого и среднего бизнеса
Для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечения равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и частных организаций проектом нового Национального плана развития конкуренции на период 2021-2025 г.г предусмотрены следующие мероприятия:
- установление льготных режимов и преференций для субъектов МСП, приобретающих государственное и (или) муниципальное имущество;
- недопущение увеличения налогов на такое имущество на долгосрочный период;
- обеспечение стабильности кадастровой стоимости этого имущества на долгосрочный период;
- определение перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется только у субъектов малого предпринимательства;
- создание единой прозрачной государственной системы учета мер государственной и муниципальной поддержки и преференций, а также ведение единого реестра мер такой поддержки и преференций, оказываемых хозяйствующим субъектам, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства.
Документом планируется направлять директивы представителям РФ в хозяйственных обществах с государственным участием о заключении долгосрочных договоров на оказание услуг, поставку товаров с субъектами МСП.
Об этом говорится в ежегодном Докладе о состоянии конкуренции за прошлый год, подготовленном ФАС России.
В случае принятия проекта Национального плана развития конкуренции на период 2021-2025 гг. в существующей редакции планируется разработать и внести в Государственную Думу ряд законопроектов. Они посвящены предоставлению малым предприятиям торговли права объединяться в торгово-закупочные союзы и установлению квоты в размере 20 % для малого бизнеса в конкурсах на установку и размещение рекламных конструкций (наружной рекламы).
Цель всех перечисленных мероприятий - создать условия для развития малого и среднего предпринимательства и обеспечить стабильное ведение предпринимательской деятельности на долгосрочную перспективу в пределах «горизонта планирования» бизнеса.
Подробнее – в сообщении на официальном сайте ФАС.

Судебная практика
Заказчик обоснованно отклонил заявку участника закупки с "битым" файлом
Заказчик обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании недействительными решения и предписания. Заявку участника закупки по Закону № 223-ФЗ отклонили за то, что в ней был «битый» файл. Контролеры посчитали это неправомерным и предписали заказчику с оператором устранить нарушения. Суд первой инстанции поддержал антимонопольный орган. Апелляция и кассация с ним не согласилась.
Техническая служба оператора электронной площадки проанализировала работу программно-технического комплекса в период приема заявок на участие в закупке по просьбе участника закупки и установила, что программно-технический комплекс оператора электронной площадки работал в штатном режиме, искомый файл был поврежден, открыть указанный файл стандартными средствами и методами было невозможно. Вероятной причиной повреждения файла могли явиться системные ошибки при сохранении файла на компьютере пользователя, использование поврежденного программного обеспечения, сохранения файла в поврежденных секторах жесткого диска.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что организационно-правовые мероприятия, связанные с участием в закупках, являются сопутствующими предпринимательской деятельности рисками, которые относятся на лицо, изъявившее желание получить доступ к конкурентной процедуре.
 Сбои в работе интернет-соединения, использование нелицензионного программного обеспечения участником или программного обеспечения, не соответствующего минимальным требованиям для организации работы на сайте оператора электронной площадки, которые опубликованы в открытой части сайта оператора электронной площадки, не могут являться основанием для исключения таких рисков, так как обязанность по обеспечению технических условий для участия в закупках возлагается именно на участника.
Участником закупки ни в составе поданной жалобы, ни при непосредственном участии в заседании по рассмотрению жалобы не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что настройка рабочего места участника соответствует минимальным системным требованиям, указанным в открытой части сайта оператора электронной площадки.
Относительно довода участника о том, что заказчик, зная, что файл не открывается, не направил участнику с использованием функционала оператора запрос на разъяснение заявки, в котором участник мог приложить иной файл "Техническое предложение", апелляционный суд отметил, что обязанности предоставлять участнику возможность изменять заявку после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе у оператора электронной площадки не имеется. В ходе рассмотрения заявок заказчик может направлять запросы участникам на разъяснение заявок на участие в закупке. Заказчик может создать запрос на разъяснение заявки, в ответе на который участник может приложить уже корректный файл. Вместе с тем, это является правом, а не обязанностью заказчика.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что повреждение файла не является следствием некорректной работы электронной площадки.
Таким образом, заявка участника была обоснованно отклонена в связи с непредставлением документов, предусмотренных аукционной документацией, а именно: в составе аукционной заявки участника представлен файл "Техническое предложение", который не удалось открыть из-за проблем с его содержимым, файл был поврежден.
Суд кассационной инстанции Постановлением от 22 сентября 2020 г. по делу № А40-299285/19 оставил Постановление апелляционного инстанции без изменения, кассационную жалобу ФАС России - без удовлетворения.
Следите за изменениями вместе с НЭП-Фабрикант!