Обзор планируемых и принятых изменений в рамках работы по 223-ФЗ

7 Октября 2020 12:26
Эксперты НЭП-Фабрикант подготовили обзор нормативно-правовых актов, размещенных на федеральном портале проектов НПА РФ в сентябре 2020 года.
Рекомендуем специалистам по закупкам обратить внимание на планируемые и принятые изменения законодательства.
 
1. Предлагается внести изменения в отдельные постановления Правительства РФ.
 
Реквизиты проекта НПА: проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ID проекта на сайте regulation.gov.ru 01/01/09-20/00107863).
 
Статус: проходит общественное обсуждение с 03 сентября 2020 г.
 
Проект постановления предусматривает внесение комплексных изменений в ряд постановлений Правительства РФ в целях гармонизации их положений с положениями Федерального закона от 27.12.2019 № 474-ФЗ «О внесении изменений в статью 251 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства ‎в РФ» и статью 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Напомним, текстом Федерального закона от 27.12.2019 № 474-ФЗ статья 8 Закона № 223-ФЗ дополнена новой частью 15 о том, что положения Закона № 223-ФЗ, касающиеся участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг, применяются в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход».
 
Текстом проекта, в числе прочих, предлагается внести изменения в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», касающиеся:
 
1) участия в закупках физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
 
К таким лицам будут применяться положения постановления от 11.12.2014 № 1352, касающиеся субъектов МСП, в течение срока, предусмотренного частью 15 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, то есть до 31 декабря 2028 года включительно.
Подтверждением применения таким лицом налогового режима «Налог на профессиональный доход» будет являться наличие на официальном сайте ФНС России информации о применении им такого налогового режима.
При этом заказчик будет не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) предоставить информацию и документы, подтверждающие постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Если информации на официальном сайте ФНС о применении участником закупки такого налогового режима отсутствует, заказчик обязан будет принять решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки (при проведении специализированных торгов по подпунктам б) и в) пункта 4 Положения, утвержденного постановлением от 11.12.2014 № 1352.
 
2) закупок, которые не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП.
 
Текстом проекта дополняется перечень закупок, которые не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками, в том числе с субъектами МСП, по результатам закупок, при расчете совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки по п.7 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного постановлением №1352.
Перечень видов таких закупок дополнен новым пунктом я2) – закупки лизинговыми компаниями предметов лизинга, ‎в случае если начальная (максимальная) цена обязательного договора ‎купли-продажи (поставки), заключаемого для выполнения своих обязательств по договору лизинга, превышает 400 млн рублей.
По мнению авторов проекта, исключение обусловлено тем, что обязательный договор купли-продажи в отношении предмета лизинга в подавляющем большинстве случаев заключается с производителем предмета лизинга, который, учитывая, что предметом лизинга по общему правилу выступает высокотехнологичная продукция промышленного производства, не является субъектом МСП.
Однако в целях учета интересов субъектов МСП, учитывая потенциальную возможность освоения ими производства такой продукции, проектируемое исключение не затронет договоры купли-продажи в отношении предметов лизинга, начальная (максимальная) цена по которым не превышает пороговую величину закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренную аналогичными действующими положениями указанного постановления.
 
3) подтверждения принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) к субъектам МСП.
 
Текстом законопроекта исключается возможность подтверждения участниками закупки, субподрядчиками (соисполнителями) при проведении специализированных закупок (только среди субъектов МСП, с установлением требования  о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП) свою принадлежность к субъектам МСП декларацией о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП (в случае отсутствия сведений о такой субъекте в едином реестре субъектов МСП).
Подтверждением принадлежности такого участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) к субъектам МСП будет являться только наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов МСП. Заказчик будет не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам МСП.
При осуществлении специализированных закупок заказчик обязан будет принимать решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки в случае отсутствия информации об участнике закупки, субподрядчике (соисполнителе), в едином реестре субъектов МСП.
Соответствующие изменения вносятся в пункты 11 и 12 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного постановлением №1352.
 
4) срока заключения договора при осуществлении закупки только среди субъектов МСП.
 
Срок заключения договора при осуществлении неконкурентной закупки только среди субъектов МСП будет составлять не менее 20 дней (ранее – не менее 20 рабочих дней).
Соответствующие изменения вносятся в п. 27 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного постановлением №1352.
 
5) размещения в ЕИС сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок у субъектов МСП.
 
Текстом законопроекта исключается обязанность заказчика размещать в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок у субъектов МСП.
Соответствующие изменения вносятся в п. 34 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного постановлением от 11.12.2014 №1352.
 
Срок вступления указанных изменений в силу - со дня официального опубликования постановления.
 
2. Уточняется перечень сведений, вносимых в план закупки и реестр договоров
 
Реквизиты проекта НПА: проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ID проекта на сайте regulation.gov.ru 01/01/09-20/00107867)
 
Статус: проходит независимую антикоррупционную экспертизу с 03.09.2020.
 
Текстом постановления вносятся изменения в ряд постановлений Правительства РФ, в том числе в постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» и постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».
Уточняется перечень сведений в плане закупки: в нем, в числе прочего, должны быть указаны единицы измерения закупаемых товаров, том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, сведения о количестве закупаемых товаров, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, информация об объеме финансового обеспечения закупки за счет средств субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов. Указанная информация указывается при планировании закупки, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов.
В случае, если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о количестве закупаемого товара указывается ‎в отношении товара, который в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком ‎к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.
Соответствующие изменения вносятся в пункт 1 требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением постановлении Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932.
Аналогичные изменения предлагается внести в перечень сведений, включаемых в реестр договоров, заключаемых заказчиками.
 В числе прочих, в него должна включаться информация о цене единицы товара, работы или услуги, информация об объеме финансового обеспечения закупки за счет средств субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов. Указанная информация включается в реестр ‎в отношении закупки, финансовое обеспечение которой осуществляется ‎за счет средств субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов.
‎В случае, если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о цене единицы товара, о стране ‎происхождения товара включается в реестр в отношении товара, ‎который в соответствии с законодательством Российской Федерации ‎о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому ‎учету в качестве отдельного объекта основных средств.
Соответствующие изменения предлагается внести в п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками ‎по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1132.
Планируемый срок вступления в силу указанных положений - со дня официального опубликования постановления.
 
3. Предлагается установить перечни и минимальные доли закупок российских товаров
 
Реквизиты проекта НПА: проект постановления Правительства РФ «Об особенностях закупок отдельными видами юридических лиц промышленных товаров, в отношении которых установлена минимальная доля закупок» (ID проекта на сайте regulation.gov.ru 01/01/09-20/00107921).
 
Статус: проходит общественное обсуждение с 04.09.2020.
 
В соответствии с п.1 ч.8 ст.3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить: приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Текстом проекта постановления предлагается утвердить:
  • Перечень промышленных товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых
  • Перечень промышленных товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг и минимальные доли закупок таких товаров отдельными заказчиками, от совокупного годового объема закупок, приходящегося на такие товары (перечень товаров отдельных заказчиков),
  • Форму отчета об осуществлении закупки товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и обоснования невозможности достижения заказчиком закупок товаров, в отношении которых установлена минимальная обязательная доля закупок,
  • Порядок подготовки отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг и обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок, размещаемых в ЕИС,
  • Изменения, которые вносятся в пункт 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».
    Минпромторг РФ определяется ответственным за проведение оценки выполнения заказчиком закупки товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в отношении которых установлена минимальная обязательная доля закупок.
    Минимальная обязательная доля закупок рассчитывается от годового объема закупок каждого конкретного вида промышленного товаров, включенного в перечень. При этом под годовым объемом закупок понимается общий объем финансового обеспечения на соответствующий финансовый год для осуществления закупок каждого конкретного вида промышленного товара, в отношении которого установлена минимальная обязательная доля закупок по конкретной позиции перечня.
    В Перечне промышленных товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и минимальные доли закупок таких товаров от совокупного годового объема закупок, приходящегося на такие товары, предлагается утвердить 293 позиции.
Отчет об объеме закупок российских товаров будет формироваться путем автоматизированной обработки информации, размещенной в реестре договоров, в ЕИС.
В случае невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок товаров заказчик должен будет указывать соответствующее обоснование в отчете.
Отчет по итогам отчетного года подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается на официальном сайте в ЕИС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом. Заказчик вправе внести изменения в отчет путем внесения изменений (исправлений) в реестр договоров и (или) обоснование в период с 1 января по 31 марта года, следующего за отчетным годом.
Датой составления последнего отчета является дата внесения последнего изменения (исправления) в отчет в единой информационной системе.
Предлагается также включать в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, цену единицы закупаемого товара, работы, услуги, наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг), дату окончания исполнения договора (отдельного этапа исполнения договора), предусмотренного договором, а также наименование страны происхождения поставленного товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг). Соответствующие изменения предлагается внести в подпункты д) и з) пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации ‎от 31.10.2014 № 1132.
 
Постановление будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Планируемый срок вступления постановления в силу – с момента его официального опубликования.
С 1 января 2021 года требования постановления будут распространяться, в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
 
4. Предлагается установить особенности представления заказчиками информации о закупках программного обеспечения при согласовании таких закупок с координационным органом Правительства РФ
 
Реквизиты проекта НПА: проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила согласования заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит указанным юридическим лицам, закупок товаров, определенных в соответствии с частью 6 статьи 3.1-1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров, с координационным органом Правительства РФ по согласованию закупок заказчиков» (ID проекта на сайте regulation.gov.ru 04/12/09-20/00108519).
Статус: проходит независимую антикоррупционную экспертизу с 21.09.2020.
 
Минпромторгом России разработан проект распоряжения Правительства РФ об утверждении перечня товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством РФ, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в части 1 статьи 3.1-1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», без согласования с координационным органом Правительства Российской Федерации по согласованию закупок заказчиков эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), и (или) возможности осуществления таких закупок за пределами территории Российской Федерации.
В данный перечень включены отдельные классы программного обеспечения (в соответствии с Классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 № 621 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных») связанного с обработкой информации, необходимой для обеспечения критических процессов, управления данными и взаимодействия с государственными информационными системами в целях их первоочередного импортозамещения.
Текстом проекта постановления предлагается установить особенности представления заказчиками информации о закупках такого программного обеспечения в Министерство промышленности и торговли РФ в целях согласования закупок с координационным органом Правительства РФ.
В частности, в отношении такого программного обеспечения предлагается указывать наряду с наименованием товара и его кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) также код (числовое обозначение) раздела или класса программ для ЭВМ и баз данных в соответствии с Классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 ‎№ 621 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Эксплуатационные характеристики в случае закупки программного обеспечения в информации о закупаемом товаре предоставляться не будут.
Кроме того, в случае осуществления закупки программного обеспечения, дополнительно будут также предоставляться:
а) сведения о закупке непосредственно программного обеспечения на материальном носителе и (или) в электронном виде, и (или) прав на его использование, а также выполнение работ, оказание услуг, связанных ‎с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения.»;
б) сведения о планируемой закупке российского программного обеспечения, либо обоснование невозможности закупки российского программного обеспечения при закупке программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Планируемый срок вступления изменений в силу - со дня его официального опубликования постановления Правительства РФ.
 
Расширен перечень товаров, закупки которых не могут быть осуществлены заказчиками без согласования с координационным органом Правительства РФ
 
23 сентября 2020 года подписано распоряжение Правительства РФ № 2446-р, которым внесены изменения в перечень товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством РФ, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в части 1 статьи 3.1-1 Закона № 223-ФЗ, без согласования с координационным органом Правительства РФ по согласованию закупок заказчиков эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), и (или) возможности осуществления таких закупок за пределами территории РФ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.07.2018 № 1489-р.
В частности, в перечень таких товаров включена аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами с начальной (максимальной) ценой договора 1,5 млн. рублей (ОКПД2 26.30.11).
Необходимо согласовывать возможность осуществления таких закупок за пределами РФ, а также требуется согласование эксплуатационных характеристик телекоммуникационного оборудования (аппаратуры) для сетей связи 5G/IMT-2020.
Новая редакция перечня товаров вступила в силу с 23.09.2020г.
 
 
Следите за изменениями вместе с НЭП-Фабрикант!
Присоединяйтесь к нам VK FB