Обзор планируемых и принятых изменений в рамках работы по 223-ФЗ

6 Августа 2020 12:48
Эксперты Национальной электронной площадки Фабрикант подготовили обзор нормативно-правовых актов, рассматриваемых в Государственной Думе Федерального собрания РФ в июле 2020 года.
Рекомендуем специалистам по закупкам обратить внимание на планируемые и принятые изменения законодательства.
 
1. Минпромторг России будет осуществлять мониторинг страны происхождения товаров при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ.
 
Реквизиты законопроекта: проект федерального закона № 983156-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Статус: 03.07.2020 внесен в Государственную Думу РФ, готовится к рассмотрению в первом чтении.
Законопроект предлагает дополнить Закон № 223-ФЗ новой статьей 52, устанавливающей требование о проведении мониторинга страны происхождения товаров при осуществлении закупок.
Под мониторингом страны происхождения товаров, в том числе закупаемых у организаций ОПК, понимается система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации с использованием ЕИС на основе содержащейся информации в реестре договоров, заключенных заказчиками.
Цель такого мониторинга - получение статической информации об осуществленных закупках посредством функционала ЕИС, в том числе у субъектов МСП.
Полномочиями по осуществления мониторинга страны происхождения закупаемых товаров посредством функционала ЕИС наделяется Минпромторг России.
Порядок осуществления мониторинга будет устанавливаться Правительством РФ, в том числе перечень подлежащих мониторингу сведений и статистических показателей о закупках, осуществляемых отдельными заказчиками по отдельному договору.
В настоящее время у Минпромторга России указанные полномочия отсутствуют.
Результаты такого мониторинга будут оформляться в виде ежеквартального аналитического отчета, а также годового аналитического отчета, представляемых в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки указанных аналитических отчетов, а также сроки их подготовки определит Правительство РФ.
Результаты мониторинга будут ежеквартально рассматриваться на заседаниях Правительства РФ.
Минпромторг России по согласованию с Федеральным Казначейством будет вырабатывать соответствующие функциональные требования к ЕИС.
Правительство РФ определит перечень должностных лиц государственных органов, а также заказчиков, имеющих доступ к аналитическим отчетам Минпромторга России.
Планируемый срок вступления федерального закона в силу – 1 ноября 2020 года.
По мнению авторов законопроекта мониторинг будет являться дополнительным инструментом для Минпромторга России, направленным на поддержку российских товаропроизводителей в рамках Закона № 223-ФЗ в части создания благоприятных условий для вывода на рынок и увеличения объема поставок высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК, используемой при реализации национальных проектов РФ, снижения зависимости от иностранных товаров, а также повышения темпов развития национальной экономики.
 
2. Законопроект об административной ответственности заказчика за нарушение сроков оплаты по договору с субъектами МСП принят в первом чтении.
 

Реквизиты законопроекта: проект федерального закона №902432-7 «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства»

Статус: 14.07.2020 принят в первом чтении в Государственной Думой РФ.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 установлена обязанность оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом МСП в срок не более 15 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара, выполнении работы, оказании услуги по договору (отдельному этапу договора).

Вместе с тем, ответственность за нарушение указанного срока оплаты в настоящее время законодательством РФ не предусмотрена.

В целях обеспечения своевременной оплаты по договорам, заключенным по результатам закупок с субъектами МСП законопроектом предлагается внести изменения в статью 7.32.3. КоАП РФ и установить ответственность за нарушение заказчиком установленного законодательством РФ в сфере закупок срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом МСП, в виде административного штрафа:

  • на должностных лиц от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Статья 7.32.3. КоАП РФ предлагается дополнить соответствующей новой частью 9.
Предлагаемые законопроектом изменения призваны минимизировать риски поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по договору обязательств.
 
3. Правительство РФ установит минимальную долю закупок российских товаров, работ, услуг
 
31 июля 2020 года Президентом РФ подписан Федеральный закон №250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Текстом закона устанавливается обязанность заказчиков при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении включать информацию о стране происхождения товара. Статья 3 Закона № 223-ФЗ дополнена соответствующей новой частью 52, вступающей в силу с 31.08.2020.
Кроме того, указанным законом установлено, что Правительство РФ вправе установить минимальную долю закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Новая редакция пункта 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ вступает в силу с 11.08.2020.
 
4. Минфин России и Минпромторг РФ разъяснили совместную позицию в части формирования "пула" участников сооружения, выбора оборудования и производителя на "предконтрактной" стадии
 
3 июля 2020 года опубликовано Письмо Минфина России и Министерства промышленности и торговли РФ от 3.07.2020 №№ 24-04-02/57563, ОВ-45980/12 «О позиции Минфина России и Минпромторга России по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в котором указанные ведомства  сообщили совместную позицию о применении Закона № 223-ФЗ в части формирования "пула" участников сооружения, выбора оборудования и производителя на "предконтрактной" стадии.
В частности, заказчик вправе в соответствии с Законом № 223-ФЗ самостоятельно определить оптимальный порядок осуществления закупок, соответствующий его потребностям и характеру закупочной деятельности.
Положения Закона № 223-ФЗ не ограничивают заказчика в возможности сделать свое предложение иностранному заказчику, предварительно сформировав предполагаемый "пул" участников сооружения и выбрав оборудование, его производителя.
Согласно пункту 12 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ из сферы применения Закона № 223-ФЗ исключены любые отношения, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации.
Соответственно, формирование перечня лиц, являющихся потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), и (или) определение предполагаемого к использованию оборудования, его производителя на "предконтрактной стадии" не образует содержания понятия регулируемой в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупки; дальнейшие правоотношения между заказчиком, предусмотренным Законом № 223-ФЗ, и вышеуказанными потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) не регулируются Законом № 223-ФЗ после заключения указанного в пункте 12 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ договора с иностранным юридическим лицом.
Разъяснение дано во исполнение пункта 38 Плана мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 № 1797-р.

5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке порядок обоснования НМЦ договора 
 

6 июля 2020 года на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ опубликовано Письмо Минфина России от 12.05.2020 № 24-01-07/38082 «О рассмотрении обращения», в котором рассмотрены вопросы формирования начальной (максимальной) цены контрактов в рамках Закона о контрактной системе и договоров в рамках Закона № 223-ФЗ.
В частности, в Письме Минфина указано, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.
Вместе с тем часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлена обязанность для заказчика указания в документации о закупке сведений, определенных положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), а также порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), а также критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ порядок формирования цены договора устанавливается заказчиком самостоятельно.
При установлении НМЦ заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
Кроме того, при проведении оценки по критерию "цена договора, цена единицы продукции" заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
Таким образом, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора, в том числе необходимость учета при формировании цены договора налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем Минфином России разработан проект федерального закона, предусматривающий установление обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
 
Следите за изменениями вместе с НЭП-Фабрикант!
 
Следите за новостями вместе с НЭП-Фабрикант!
Присоединяйтесь к нам VK FB