8 800 100 25 40
+7 (495) 785 05 45
Обращение в техподдержку

Президент подписал изменения в законодательство о контрактной системе

6 Мая 2019 11:12

01 мая 2019 года Президент РФ В.В. Путин подписал три законопроекта, вносящих изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленные на совершенствование системы госзакупок.
Отдельным комплексным законом (Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») упрощены ряд норм 44-ФЗ. Заместитель министра финансов Алексей Лавров отмечает, что «с него начинается системная работа по модернизации закупочного законодательства». По словам депутата Государственной Думы Антона Гетты этот закон «позволит госзаказчикам сократить время проведения закупочных процедур приблизительно на 30%».
Какие изменения нас ожидают?

Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

1. Изменение всех статей, касающихся планирования закупок: отмена планов закупок; требования к содержанию плана-графика устанавливает Правительство РФ; план-график формируется на срок действия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона о бюджете субъекта РФ и т.д.; корректировка плана-графика за 1 день до публикации извещения или заключения контракта, изменения допускаются как в случаях, установленных в законе, так и в случаях, которые установит Правительство РФ.
2. Возможность закупки любых ТРУ без определения объема и соответствующая корректировка всех статей, в том числе и по обоснованию цены. 3. Если закупка проводится по единичным расценкам, то НМЦК не устанавливается, вместо нее устанавливается максимальное значение цены контракта (МЗЦК) и от него ведется расчет обеспечения.
4. Проектно-сметный метод обоснования НМЦК можно применять и для закупки работ по сносу объекта капитального строительства.
5. Дополнена ст. 24.2 – оператор обязан вести реестр участников закупок. Ч. 12-15 ст. 24.2 44-ФЗ предписывают участнику закупки направлять документы, подтверждающие его квалификацию (в случаях, предусмотренных ч. 2 и 2.1 ст. 31 44-ФЗ) оператору площадки. У оператора есть 5 рабочих дней на проверку и затем он либо размещает указанные документы в реестре участников, либо отказывает в размещении, если перечень документов не соответствует законодательству, либо нарушен срок направления документов.
6. Ч. 1 ст. 33 44-ФЗ дополнена п. 8 о том, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в состав документации в обязательном порядке входит проектная документация (за исключением случаев, когда разработка проектной документации не требуется).
7. Изменения в ст. 34 44-ФЗ (контракт):
7.1. Если закупка проводится без определения объема, то в контракте должен содержаться порядок определения такого объема.
7.2. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК.
7.3. Федеральному органу исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы полномочия по разработке любых типовых контрактов.
7.4. В контракт в обязательном порядке включаются сведения о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с ч. 4 ст. 33 44-ФЗ требований к их предоставлению.
7.5. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
7.6. Установлен срок возврата денежных средств, перечисленных участником в качестве обеспечения контракта: не более 30 дней в общем случае и не более 15 дней, если закупка была у СМП/СОНКО.
8. Изменение формулировки ст. 37 44-ФЗ в части документов, подтверждающих добросовестность: К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов НМЦК.
9. Если «сработали» антидемпинговые меры, то выплачивать аванс такому участнику запрещено.
10. Размер аванса теперь указывается в извещении.
11. Размер обеспечения от 0,5% до 1% действует на все закупки до 20 млн руб.
12. Введена новая форма обеспечения – обеспечение гарантийных обязательств.
13. Изменения при проведении электронных аукционов:
13.1 Если НМЦК не превышает 300 млн руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб. срок подачи заявок составляет 7 дней. В остальных случаях срок подачи заявок – 15 дней.
13.2 Ст. 66 44-ФЗ дополнена: если Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам, то подача заявок может быть осуществлена только лицами, электронные документы которых размещены в реестре участников оператором в соответствии с ч. 13 ст. 24.2 44-ФЗ.
13.3 Новая ч. 3.1 44-ФЗ: если в составе документации о закупке размещена проектная документация, то в первой части заявки участник подает только согласие.
13.4 Участники не вкладывают во вторую часть заявки документы, подтверждающие их соответствие дополнительным требованиям. Такие документы заказчику направляет оператор из реестра.
13.5 Отсутствие в реестре необходимых документов, подтверждающих соответствие установленным дополнительным требованиям, является основанием для возврата заявки оператором.
13.6 Квалификационные документы (подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям) не размещаются в открытом доступе.
13.7 Срок рассмотрения первых частей заявок составляет 3 рабочих дня на «длинные» аукционы, 1 рабочий день на «короткие» аукционы.
13.8 В случае, когда в заявке в соответствии с ч. 3.1 44-ФЗ содержится только согласие (при наличии проектной документации) оформление протокола не требуется, заявка считается допущенной.
13.9 Аукцион проводится на следующий рабочих день за датой окончания срока рассмотрения заявок, при этом если в заявках содержалось только согласие в соответствии с ч. 3.1 44-ФЗ (при наличии проектной документации) аукцион проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок.
13.10 Шаг аукциона от 0,5% до 5%, про минимальный шаг в 100 рублей исключено.
14. Если запрос предложений в электронной форме не состоялся по причине отсутствия заявок либо признания всех заявок несоответствующими требованиям, Заказчик вправе как внести в ПГ новую конкурентную закупку, так и вправе осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Такая закупка проводится с обязательным согласованием контрольного органа!
15. При заключении контракта цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.
16. Изменения в ст. 93 44-ФЗ (единственный поставщик):
16.1 В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ предельная сумма одного договора увеличено до 300 тыс. руб.
16.2 В п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ предельная сумма одного договора увеличено до 1 млн руб.
16.3 Исключена необходимость публикации извещений о проведении закупок у единственного поставщика.
16.4 Ч. 4 ст. 93 44-ФЗ изложена в следующей редакции: при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 - 32, 34, 35, 37 - 41, 46, 49 ч. 1 настоящей статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном 44-ФЗ. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.
17. Ч. 4 ст. 94 44-ФЗ (внешняя экспертиза) признана утратившей силу, однако в силу новой формулировки ч. 4.1 Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
18. Отчет об исполнении контракта отменен.
19.Случаи изменения существенных условий контракта расширены, такое изменение допускается по соглашению сторон:

  • при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на 10% цены контракта;
  • если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
  • если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
  • в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

20. В случае расторжения контракта можно заключить новый контракт со «вторым» участником. Если расторжение было в одностороннем порядке по инициативе заказчика, то со «вторым» контракт можно заключать только после внесения «первого» в РНП.
21. Изменения в части предоставления обеспечения:
21.1 Если закупка проводилась среди СМП/СОНКО, то обеспечение устанавливается от предложенной цены (а не от НМЦК). Участник освобождается от необходимости предоставления обеспечения, если он предоставит информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (не каждого – не менее НМЦК), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
21.2 Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта.
22. На рассмотрение жалобы по существу больше нет необходимости предоставлять документы и информацию, в случае их размещения в соответствии с 44-ФЗ на официальном сайте.
23. Независимый регистратор начинает работать с 1 января 2020 года.
24. До 1 октября 2019 года проводить закупки лекарственных препаратов по цене единицы нельзя.
! Основные изменения вступают в силу 01 июля 2019 года за некоторыми исключениями.

Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит ряд изменений, которые позволят заказчикам оптимизировать свою работу в сфере культуры:
1. Расширен список случаев, когда закупка бюджетными, унитарными предприятиями может быть совершена по 223-ФЗ: если внести соответствующие изменения до 1 октября 2019 года, то за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию можно больше не пользоваться нормами 44-ФЗ.
2. В случае закупки работ по выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия и т.д. (п. 2 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, действует сразу после вступления закона в силу), заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и т.д. (п. 3 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ) в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.
3. Изменена формулировка п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, список заказчиков, пользующихся данным пунктом, пополнился домом (центром) народного творчества, домом (центром) ремесел, предельная сумма одного договора выросла до 600 тыс. руб., а предельная сумма таких закупок в год составляет 5 млн рублей или не более 50% СГОЗ заказчика и не более чем 30 млн руб.
4. Изменена формулировка п. 13 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Статья дополнилась фразой «закупка прав на произведения литературы и искусства определенных авторов»
5. Изменена формулировка п. 17 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, список заказчиков, пользующихся данным пунктом, пополнился домом (центром) народного творчества, домом (центром) ремесел. Также расширен и список закупаемых по данному пункту ТРУ (вместо театрального реквизита - театральный (концертный) реквизит, музыкальные инструменты).
6. Расширен список случаев, когда не требуется обоснование, предусмотренное ч. 3 ст. 93 44-ФЗ, теперь это п. 10, п. 13-17 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
7. Также расширен список случаев, когда не требуется привлечение внешних экспертов к приемке – п. 1-10, п. 13 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
! Все изменения кроме специально обозначенных вступают в силу по прошествии 90 дней со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 56-1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
Ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ (Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случаях) дополнена п. 3: оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
! Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования.
Скачать:
Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ: ссылка;
Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ: ссылка;
Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ: ссылка.