8 800 100 25 40
+7 (495) 785 05 45
Обращение в техподдержку

Чем запомнился XV юбилейный форум-выставка «Госзаказ»

9 Апреля 2019 12:39
       За несколько дней до начала работы форума-выставки «Госзаказ» прошла пресс-конференция с участием представителей регуляторов контрактной системы и контролеров, где были обозначены ключевые вопросы, планируемые к обсуждению в рамках форума. Все участники пресс-конференции были едины в том, что настало время упрощения контрактной системы, причем это будет выражено в донастройке существующих норм – отменять 44-ФЗ по-прежнему не собираются.
       В рамках Пленарного заседания и последующих сессий акцент был сделан на законопроект об упрощении контрактной системы (законопроект № 682010-7), планируемый к принятию уже в весеннюю сессию Государственной Думы РФ, который условно назвали только первым шагом упрощения.
       Данным законопроектом предусмотрено:
  • сокращение срока размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с момента внесения изменений в план-график до одного дня, независимо от случая осуществления закупки;
  • наделение заказчика правом заключения контракта с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с победителем такой закупки.
  • повышение ценового порога, допускающего проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (семь дней) с трех миллионов до пятидесяти миллионов рублей (до пятисот миллионов рублей при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства);
  • в качестве антидемпинговой меры устанавливается условие о запрете выплаты аванса при заключении контракта с участником закупки, предложившим цену контракта, которая на двадцать пять процентов и более ниже начальной (максимальной) цены контракта;
  • наделение заказчика правом осуществления закупки товаров, работ, услуг за единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки при условии невозможности определить объем товаров, работ, услуг на момент закупки;
  • возможность подачи ценовых предложений при проведении аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства исключительно лицами, имеющими опыт выполнения строительных работ, посредством обеспечения оператором электронной площадки возможности подачи заявки на участие в соответствующей закупке участнику исключительно при наличии в реестре участников закупок, документов, подтверждающих опыт такого участника по выполнению строительных работ;
  • предусмотрено дополнение части 1 статьи 95 Федерального закона новыми основаниями для изменения существенных условий цены контракта, а именно:
- при возникновении обстоятельств, не зависящих от сторон контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, влекущих невозможность его исполнения;
- при неисполнении по вине подрядчика контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в установленный срок может явиться основанием для однократного изменения такого срока на срок, не превышающий срок исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, при условии уплаты подрядчиком штрафных санкций;
- при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Федерального закона в связи с тем, что заключение нового контракта по указанным основаниям с иным лицом не представляется возможным (например, при осуществлении закупки у субъекта естественной монополии) или нецелесообразным ввиду риска недостижения цели эффективного расходования бюджетных средств (например, при заключении контракта на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, при осуществлении закупок юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств).
       Также, в целях устранения дублирования информации, включаемой в реестр контрактов в соответствии со статьей 103 Федерального закона, законопроектом предлагается исключить составление заказчиком отчета об исполнении контракта. В связи с предлагаемым исключением положений о составлении такого отчета пункт 10 части 2 статьи 103 Федерального закона дополнен заключением по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта).
       Дальнейшими шагами к упрощению контрактной системы спикеры «Госзаказа» называли жесткое и единообразное нормирование, введение типовых форм документаций о закупках, типовой заявки, унификацию контроля, подачу жалоб, уведомлений и осуществление всей официальной переписки через ЕИС, дистанционное рассмотрение жалоб, введение платы за необоснованные жалобы, обжалование поставщиком при одностороннем расторжении контракта, отмену цикличности закупочных процедур, сокращение способов проведения закупок, введение системы предквалификации и института независимой экспертизы.
       Федеральное казначейство РФ презентовало Мобильное приложение ЕИС для поставщиков, систему электронного актирования, которая будет доступна в пилотном режиме с 1 июля 2019 года, а также новую систему управления инцидентами, которая заработает уже в конце этого месяца.
       Федеральная антимонопольная служба в своих предложения по упрощению контрактной системы настаивает на введении системы делового рейтингования, так называемого реестра добросовестных участников. Хотя некоторые участники форума довольно скептически отнеслись к такому предложению.
       Особое внимание было уделено проблемам осуществления качественной закупки и проведению экспертизы, однако, решения всем известных проблем предложено не было. Еще одно неоднозначное новшество – процедура медиации в государственных и корпоративных закупках.
       Подводя итог, хочется отметить фразу, которая стала лейтмотивом форума и подчеркивает дальнейший тренд по изменению основного подхода контрактной системы: «необходимо стремиться осуществлять выбор товара, а не поставщика».